Порядок перемещения физическими лицами сильнодействующих веществ в виде лекарственных средств (далее – ЛС) для личного использования через государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее – Союз) должен быть урегулирован. Об этом говорится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 22-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева» (далее – Постановление).
Фабула дела
Два спортсмена-пауэрлифтера, представляющие Казахстан и направлявшиеся на соревнования, были осуждены по статье 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за ввоз сильнодействующих веществ: станозолол, 1-тестостерон и метандиенон (далее – Вещества). Напомним, что ст. 226.1 УК РФ запрещает незаконное перемещение сильнодействующих веществ через государственную границу Российской Федерации из государств-членов Союза.
При этом судами было отмечено, что несмотря на отсутствие НПА, ограничивающих или запрещающих ввоз в Российскую Федерацию веществ из государств-членов Союза, их включение в перечень сильнодействующих для целей УК РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 964) уже свидетельствует о замысле законодателя криминализировать соответствующее деяние.
В свою очередь заявители жалобы не согласны с таким толкованием нормы 226.1 УК РФ. По их мнению, в условиях отсутствия чёткого законодательного регулирования перемещения сильнодействующих веществ в рамках Союза, а именно невозможности разграничения легальных и запрещённых действий, уголовно наказуемым может быть признано любое перемещение сильнодействующих веществ, без учёта цели и количества перевозимого вещества, что противоречит Конституции РФ.
Обоснование Конституционного Суда РФ
Прежде всего, было отмечено особое значение правовой определённости для уголовного закона: признаки состава преступления должны чётко отграничивать его не только от других противоправных деяний, но и от законных действий, а также должны быть определены в законе таким образом, при котором исключается двусмысленное толкование.
Во-вторых, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что только бланкетный характер не делает норму неконституционной, а определённость нормы должна быть оценена в контексте всей правовой системы государства.
Однако анализ действующих НПА показал, что на сегодняшний день как на национальном, так и на наднациональном уровне отсутствует НПА, который бы чётко регулировал вопрос перемещения сильнодействующих веществ внутри Союза. Сфера действия ни одного из ныне действующих актов не охватывает в полной мере случаи перемещения сильнодействующих веществ физлицами внутри Союза.
Фактически на сегодняшний день единственным НПА, регулирующим данный вопрос, является ФЗ «Об обращении ЛС», в котором закреплены общие положения о ввозе ЛС, включая особенности, определяемые целями ввоза ЛС.
В то же время в Постановлении отмечено, что ЛС, в состав которых входят сильнодействующие вещества, потенциально опасны для здоровья человека, если их применение не контролируется врачами, а значит, законодателю надлежит чётко определить случаи, когда перемещение таких ЛС представляет общественную опасность и подлежит уголовному преследованию.
Таким образом, ст. 226.1 УК РФ была признана не соответствующей Конституции РФ в части, в которой допустимо неопределённое толкование перемещения сильнодействующих веществ, входящих в состав ЛС, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, внутри Союза для целей личного использования.
Пока же правовая неопределённость не будет устранена, граждане и государственные органы должны руководствоваться соответствующими положениями ФЗ «Об обращении ЛС». Иными словами, ввоз ЛС, содержащих сильнодействующие вещества, в Российскую Федерацию из стран-членов Союза для личного использования не может быть квалифицирован как контрабанда, при условии отсутствия законодательных запретов или ограничений на ввозимые вещества.
Отметим, что указанным постановлением был выявлен законодательный пробел, восполнение которого важно не только для целей уголовного закона, но и для обращения сильнодействующих веществ в рамках Союза в целом. При этом законодателю следует учесть не только ввоз в Российскую Федерацию ЛС для личного потребления, но и иные случаи их некоммерческого использования.